Музыкальный Петербург (словарь)

Продукт
Разработчики: Российский институт истории искусств
Отрасли: Образование и наука

Содержание

Музыкальный Петербург — многотомная энциклопедия, выпускаемая издательством "Композитор" (Санкт-Петербург) с 1999 года. Энциклопедия готовится в основном силами сотрудников Российского института истории искусств. Здесь впервые в полном объеме представлена картина музыкальной культуры Санкт-Петербурга начиная с XVIII века — то есть с начала истории профессиональной музыки в России.

Тома энциклопедии

Книги 1-3: Словарь о музыкальной жизни Петербурга XVIII века

«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книги 1-3 / отв. ред. А. Л. Порфирьева; члены ред. коллегии: Л. Н. Березовчук, Г. Н. Добровольская, В. Г. Карцовник, А. Н. Крюков, И. Ф. Петровская, Е. С. Ходорковская. СПб., 1999–2000.

Книга 4: Синхронические таблицы

Книга 4-я — синхронические таблицы событий музыкальной жизни крупнейших европейских столиц (включая Санкт-Петербург) XVIII века.

«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книга 4 / отв. ред. А. Л. Порфирьева; сост.: Ж. В. Князева, Г. В. Петрова, А. Л. Порфирьева. СПб., 2001.

Книга 5: Рукописный песенный сборник

Книга 5-я воспроизводит рукописный песенный сборник XVIII века.

«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книга 5 / отв. ред. Е. Е. Васильева. изд. подготовили: Е. Е. Васильева, В. А. Лапин, Н. О. Атрощенко. СПб., 2002.

Книга 6: Сочинения Тица

Книга 6-я знакомит с инструментальными сочинениями Антона Фердинанда Тица (известного в Петербурге конца XVIII — начала XIX века немецкого скрипача-виртуоза и композитора).

«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книга 6. Тиц Антон Фердинанд. Инструментальная музыка / отв. ред. Н. А. Огаркова; сост. Тематического каталога сочинений А. Ф. Тица: Н. В. Губкина, В. Г. Карцовник, Н. А. Огаркова, Ф. Э. Пуртов. СПб., 2002.

Книга 7: Обзор упоминаний музыкальных инструментов в газетах

Книга 7-я посвящена обзору упоминаний музыкальных инструментов в газетах «Санктпетербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» 1728—1780.

«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I: XVIII век. Книга 7. Музыкальные инструменты в газетах «Санктпетербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» 1728—1780 / отв. ред. А. Л. Порфирьева; сост.: В. В. Кошелев, А. Л. Порфирьева. СПб., 2004.Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 7.4 т

Таким образом, необычное строение энциклопедии (например, ряд томов по XVIII представляют собой своеобразное приложение к «основному тексту» — энциклопедическому словарю) оправдывается необычностью структуры корпуса сохранившихся документов. Необходимость восстановления общей картины по неполным сведениям продиктовала идею публикации в качестве образцов: рукописного сборника, рукописных нот, печатных нот (единичных экземпляров, сохранившихся из малого тиража); из аналогичных соображений — важность косвенных источников, по которым возможно восстановить отчасти общую картину музыкальной жизни — предпринята публикация газетных объявлений о продаже, покупке, пропаже, ремонте музыкальных инструментов и т. п.

Книга 8: Пока не выпущена

Книга 8 пока не выпущена.

Книга 9: Двенадцать сонат Мадониса для скрипки и баса

«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I—XVIII век. Книга 9. Лодовико Мадонис. Двенадцать сонат для скрипки и баса / сост. И. Безуглова, Ю. Кружнов. СПб., 2006.

Книги 10-11

Книги 10-я и 11-я представляют собой энциклопедический словарь-исследование, посвященное музыкальному Петербургу XIX века (1801—1917).

Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург 1801—1917. Энциклопедический словарь-исследование. Книги 10-11. СПб., 2009–2010.

Книга 12

Монография «Музыкальный Петербург XIX века: страницы биографии» выполнена авторским коллективом на материале исследований, осуществляемых сектором музыки Российского института истории искусств в рамках проекта «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861», поддержанного в 2009–2010 годах фондом РГНФ.

В каждой из статей монографии представлены эксклюзивные материалы (архивные, мемуарные, эпистолярные, газетно-журнальные и др. источники), открывающие широчайшие перспективы для исследования петербургской культуры в рамках диалога «европейское — русское», так и в области актуализации феномена «русская музыка».

Том 13: Материалы по музыкальной культуре Петербурга первой половины XIX в.

Книга "Музыкальный Петербург XIX века. 1801-1861: Материалы к энциклопедии" (2014 г) выполнена авторским коллективом на основе исследований, осуществляемых сектором музыки Российского института истории искусств в рамках проекта "Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801-1861", поддержанного в 2009-2010 годах фондом РГНФ. Цель авторов - представить читателю новые материалы по истории музыкальной культуры Петербурга первой половины XIX века: письма, документы, тексты сценических произведений, рецензии и отзывы из газетной и журнальной периодики XIX века. Одни материалы публикуются впервые, другие - ранее издававшиеся, но имеющие сегодня статус раритетов, - вводятся в научный оборот с необходимыми авторскими комментариями. Впервые на страницах книги размещена информация, отражающая состояние фортепианной концертной жизни Петербурга (1830-е годы) и музыкально-театральной жизни Москвы (1806-1812). Также включены в структуру настоящего издания материалы, выполненные в жанрах энциклопедической и исследовательской статьи, в формах подробных, информативно насыщенных комментариев.

Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. Том 13. XIX век. 1801-1861 | Герцман Евгений Владимирович, Долгушина Марина Геннадьевна

Том 14

В очередном томе материалов к энциклопедии продолжается исследование магистральных направлений фундаментального проекта:

  • «европейское — русское» в музыкальной культуре Петербурга;
  • Петербург и русская композиторская школа;
  • композитор, социум, творчество;
  • музыкальный театр — театральное дело — артисты и публика;
  • исполнитель-виртуоз — композитор;
  • город и музыкальная среда;
  • поэты, писатели, критики — слово о музыке;
  • нотные рукописи и издания как феномен петербургской музыкальной культуры.

В каждом из сюжетов книги авторы стремились к поиску и исследованию нового, эксклюзивного материала.

Книга «Музыкальный Петербург. XIX век. 1801–1861. Т. 14: Материалы к энциклопедии» выполнена авторским коллективом на материале исследований, осуществляемых сектором музыки Российского института истории искусств в рамках проекта «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861», поддержанного в 2009–2010 гг. фондом РГНФ.

Содержание:

  • От редактора
  • Евгений Герцман. Первая попытка становления российской музыкальной византинистики
  • Наталия Огаркова. Композитор в России XIX века: Заметки о профессионализме, дилетантизме, творчестве
  • Марина Долгушина. Петербургские дилетанты братья Голицыны
  • Анна Груцынова. Петербургские «приключения» Адольфа Адана
  • Зивар Гусейнова. «Блуждающая фугетта» (Н. А. Римский-Корсаков в работе над «Моцартом и Сальери»)
  • Анна Порфирьева. «Дней Александровых прекрасное начало...»
  • Анна Порфирьева. Две папки
  • Марианна Константинова. Артист императорских театров: О взаимоотношениях с Театральной дирекцией
  • Наталья Серегина. О музыкальном мотиве пьесы «Молодые супруги»: Грибоедов — Фильд — Моцарт
  • Светлана Лащенко. Анджелика Каталани в Петербурге
  • Елена Воробьева. Константин Голланд — «тенорист» и режиссер немецкой оперы в Петербурге
  • Виктор Лапин. Иван Рупин и журнал «Русский певец и фортепианист»
  • Татьяна Берфорд. Первый скрипач Бонапарта при дворе русского императора: Неизвестный Пьер Род
  • Галина Петрова. Иоганн Беньямин Гросс — виолончелист-виртуоз и забытый композитор
  • Георгий Ковалевский. К истории гитарной школы в Петербурге в начале XIX века
  • Юлия Савельева. Зрелищные представления и концерты в Петербурге: От исполнителей к публике
  • Андрей Михаилов. Инвалидные концерты в Петербурге первой половины XIX века

  • Список сокращений
  • Список иллюстраций
  • Указатель имен
  • Сведения об авторах

Том 15: ХIХ век. 1801-1861 гг: Персоналии А — Б

В тома персональных статей в порядке алфавита входят имена профессиональных музыкантов-исполнителей — арфистов, виолончелистов, гитаристов, духовиков, контрабасистов, пианистов, скрипачей, органистов, певцов и актеров (гастролеров и музыкантов петербургских театров), капельмейстеров и дирижеров, композиторов; музыкантов-любителей, балетмейстеров, танцовщиков, театральных администраторов, режиссеров, антрепренеров, педагогов, драматургов, либреттистов, писателей о музыке, музыкальных критиков, фольклористов, императоров и членов императорского дома, организаторов кружков и хозяев салонов, меценатов, церковнослужителей, инструментальных мастеров, владельцев фабрик музыкальных инструментов, нотоиздателей и владельцев музыкальных магазинов.

Избранная хронологическая рамка энциклопедии-исследования — 1801–1861 годы: от начала XIX века до открытия Санкт-Петербургской консерватории. 15-й том (персоналии: А — Б) начинает серию изданий, посвященных жизни и творчеству музыкантов, работавших в Петербурге в исследуемую эпоху.

Содержание:

  • От редактора
  • Список основных сокращений
  • Список библиографических сокращений
  • Сиглы библиотек и архивов

  • Аблец Исаак Михайлович — Г. Н. Добровольская
  • Адан (Adam) Адольф-Шарль — А. П. Груцынова
  • Аделунг (Adelung) Фридрих — Н. В. Губкина
  • Азаревичевы, семья танцовщиц — Г. Н. Добровольская
  • Азарова Екатерина Петровна — Г. Н. Добровольская
  • Азлова Анна Федоровна — Г. Н. Добровольская
  • Аккерман (Ackermann), семья немецких актеров — Н. В. Губкина
  • Аксенов Семен Николаевич — Г. В. Ковалевский, М. Г. Долгушина (список вокальных сочинений)
  • Александр I, российский император — Н. А. Огаркова
  • Альбони (Alboni) Мариетта — А. Л. Порфирьева
  • Альбрехт (Albrecht) Карл Иосиф — Г. В. Петрова
  • Алябьев Александр Александрович — М. А. Константинова, М. Г. Долгушина (вокальное творчество)
  • Амвросий, митрополит — Н. С. Серегина
  • Ангри (Angri) Елена — Н. А. Огаркова
  • Андреянова Елена Ивановна — А. П. Груцынова
  • Андриё (Andrieu) Валери — Е. Б. Воробьева
  • Анжели (Angely) Луи — Н. В. Губкина
  • Антонин (Antonin), французский танцовщик — Г. Н. Добровольская
  • Антонолини (Antonolini) Фердинандо — М. Г. Долгушина
  • Арапов Пимен Николаевич — А. Н. Крюков
  • Арнольд (Arnold) Георг (Юрий Карлович) фон — Н. А. Огаркова
  • Арресто (Arresto) Кристлиб Георг Генрих — Н. В. Губкина
  • Артемьев Петр Николаевич — Г. Н. Добровольская
  • Арто (Artôt) Александр Жозеф — Т. В. Берфорд
  • Архузен (Arhusen) Иоганн — В. В. Кошелев, М. В. Сергеев
  • Асенкова Александра Егоровна — М. А. Константинова
  • Асенкова Варвара Николаевна — М. А. Константинова
  • Ассандри (Assandri) Лаура — Н. А. Огаркова
  • Бабтист, семья французских танцовщиков — Г. Н. Добровольская
  • Бавери (Baveri) Эдуард — Г. В. Петрова
  • Байков Сергей Яковлевич — М. А. Константинова
  • Байо (Baillot) Пьер — Т. В. Берфорд
  • Балабанов Андрей Федорович — Г. В. Петрова
  • Балф (Balfe) Майкл Уильям — Н. А. Огаркова
  • Барлов (Barlow) Фридрих Вильгельм — Е. Б. Воробьева
  • Бартенева Прасковья Арсеньевна — Н. А. Огаркова
  • Батов Иван Андреевич — М. В. Сергеев
  • Бауэр (Bauer) Каролина — Н. В. Губкина
  • Бах (Bach) Иоганн Себастьян — Т. В. Шабалина
  • Бахман Георг Христиан — В. В. Кошелев
  • Башинская Зинаида Павловна — Н. А. Огаркова
  • Беггров (Beggrow) Иоганн Фридрих — Ф. Э. Пуртов
  • Бек, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
  • Бек (Beck) Петр Фридрих — М. В. Сергеев
  • Беккер (Becker) Якоб — М. В. Сергеев
  • Беккерова Екатерина Ивановна — Г. Н. Добровольская
  • Бекс Карл — В. В. Кошелев
  • Белинг (Behling) Генрих Август — Ж. В. Князева
  • Белинский Виссарион Григорьевич — С. В. Кучепатова
  • Беллини (Bellini) Винченцо — Н. А. Огаркова
  • Белой Андрей — Г. Н. Добровольская
  • Бельвиль (Belleville, Belleville-Oury) Анна Каролина де — Д. А. Шумилин
  • Бендер (Bender), братья (Франц Иосиф, Петр) — Г. В. Петрова
  • Бендер (Bender) Игнац — Г. В. Петрова
  • Бер (Beer) Иоганн Адольф — Г. В. Петрова
  • Бер (Beer) Фридрих Христиан — В. В. Кошелев
  • Бер (Beer) Цезарь Андреас — Г. В. Петрова
  • Бервальд (Berwald), семья шведских музыкантов — Г. В. Ковалевский
  • Бергер (Berger) Людвиг — Н. Р. Мелик-Давтян
  • Бергман, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
  • Бергольд Вильгельмина Федоровна — Г. Н. Добровольская
  • Берио (Bériot) Шарль Огюст де — Т. В. Берфорд
  • Беркмейер Франц — В. В. Кошелев
  • Берлиоз (Berlioz) Луи Гектор — Г. В. Петрова
  • Берман (Baermann) Генрих Йозеф — А. В. Доценко
  • Берман (Baermann) Карл, брат Г. Й. Бермана — А. В. Доценко
  • Берман (Baermann) Карл, сын Г. Й. Бермана — А. В. Доценко
  • Бернаделли (Bernadelli), семья итальянских танцовщиков — Г. Н. Добровольская
  • Бернард (Bernard) Мориц — Ф. Э. Пуртов, М. Г. Долгушина (вокальное творчество)
  • Бертен (Berten) Жени — Е. Б. Воробьева
  • Бертольд (Berthold) Карл Фридрих Теодор — Ж. В. Князева
  • Бертран (Bertrand) Алина — Г. В. Ковалевский
  • Бетхе Иоганн Густав — В. В. Кошелев
  • Бетховен (Beethoven) Людвиг ван — А. И. Климовицкий
  • Бетц (Bätz) Эдуард — Г. В. Петрова
  • Бешенцов Павел Савельевич — М. А. Константинова
  • Бём, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
  • Бём (Böhm) Франц (Людвиг) — Н. А. Огаркова
  • Билибина Александра Яковлевна — Н. А. Огаркова
  • Бирей (Bierey) Готлоб Бенедикт — Г. В. Ковалевский
  • Биркина София Васильевна — М. А. Константинова
  • Бишоп (Bishop) Анна — С. К. Лащенко
  • Блас (Blaes) Арнольд Йозеф — Г. В. Петрова
  • Блаш (Blache) Алексис-Сципион — О. А. Федорченко
  • Блюм (Blum) Генрих — Г. В. Ковалевский
  • Богданов Александр Константинович — Т. В. Берфорд
  • Богданова Надежда Константиновна — А. П. Груцынова
  • Бозио (Bozio) Анджолина — Н. А. Огаркова
  • Бокса (Bochsa) Робер Николя Шарль — Г. В. Ковалевский
  • Болина Дарья Максимовна — М. А. Константинова
  • Бонне (Bonnet) Генриетта — Н. П. Гришкун
  • Боргондио (Borgondio) Жентиль — С. К. Лащенко
  • Борер (Bohrer) Йозеф Антон — Т. В. Берфорд
  • Борер (Bohrer) Макс — Т. В. Берфорд
  • Борер (Bohrer) София — Д. А. Шумилин
  • Борк (Borck), семья немецких актеров — Е. Б. Воробьева
  • Бортнянский Дмитрий Степанович — Н. А. Рыжкова
  • Боткин Василий Петрович — А. Н. Крюков
  • Боченков Василий Васильевич — М. А. Константинова
  • Браунс, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
  • Брейтинг (Breiting) Герман — Е. Б. Воробьева
  • Брель Иоганн — В. В. Кошелев
  • Брикс (Briks), династия фортепианных мастеров — В. В. Кошелев, М. В. Сергеев
  • Брис (Brices), семья французских певцов — Е. Б. Воробьева
  • Брод (Brod) Анри — Г. В. Петрова
  • Буальдьё (Boieldieu) Франсуа-Адриен — Е. Б. Воробьева, М. Г. Долгушина (вокальное творчество)
  • Бузани Иноченцо — Г. Н. Добровольская
  • Бузуев Аверьян Михайлович — М. А. Константинова
  • Булахов Павел Петрович — М. А. Константинова
  • Булахова Анисья Александровна — М. А. Константинова
  • Булгарин (Bułharyn) Фаддей Венедиктович — Н. А. Огаркова
  • Булль (Bull) Уле Борнеман — Т. В. Берфорд
  • Бунина Александра Ивановна — Н. А. Огаркова
  • Буткевич Христиан Егорович — Г. Н. Добровольская
  • Буторина Екатерина Ивановна — Г. Н. Добровольская
  • Бухарт, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
  • Бухонина Мария — Г. Н. Добровольская
  • Буше (Boucher) Александр Жан — Т. В. Берфорд
  • Буше (Boucher) Селеста Элеонора — Т. В. Берфорд
  • Бьёрк Александр — Г. Н. Добровольская

Список иллюстраций Указатель имен Сведения об авторах